Интересные статьи и полезная информация

Луис Комфорт Тиффани

 


 __Луис Комфорт Тиффани
(англ. Louis Comfort Tiffany, 18 февраля 1848, Нью-Йорк —17 января 1933, Нью-Йорк) — американский художник и дизайнер, один из наиболее ярких представителей      американского модерна, художественного стиля, именуемого в некоторых странах  арт-нуво . Наибольшее международное признание Тиффани принесли его смелые художественные эксперименты со стеклом.    Изысканные изделия, из этого материала : витражи, абажуры, бижутерия, созданные Л. К. Тиффани,  украшают храмы и частные дома. Крупнейшая в мире коллекция его ювелирных и стекольных изделий находится в  музее «Метрополитен» в Нью-Йорке.

Начало

 Родился в Нью-Йорке , в семье знаменитого ювелира, основателя  ювелирной фирмы «Тиффани и Ко» — Чарльза Льюиса Тиффани. Детство, проведённое в роскоши среди красивых вещей, помогло в последствие стать Луису тонким эстетом с отточенным художественным вкусом. Решив посвятить свою жизнь искусству, в 1866 году он начал обучатся живописи у Джорджа Иннесса и Самюэля Колмена в Нью-Йорке, затем в 1868 году – в Париже у Леона Байли. В 1876 году состоялась экспозиция работ Тиффани на Всемирной выставке в Филадельфии, а в 1877 году он стал одним из учредителей "Общества Американских художников". 

 Обладая множеством талантов в различных областях искусства, в начале творческого пути, Тиффани предстал публике, как талантливый живописец, однако вскоре он увлёкся дизайном. В 1879 году, вместе с Самуэлем Колеманом и Кандансом Уиллером он основал фирму «Луис К. Тиффани и Ассошиэйтед  Артистс». 

 Фирма  исполнила, главным образом по эскизам самого Тиффани – стеклянную часовню для Всемирной выставке в Чикаго (1893), оформление Лаурелтон-холла, загородного дома самого Тиффани в Оустер-Бэй, прозрачное панно во Дворце изящных искусств в Мехико (1911), витраж «Сад сновидений» в офисе фирмы «Кертис паблишинг» в Филадельфии (по эскизу М.Парриша; 1915). Ее продукция вошла и в обыденную среду, внося, к примеру, живое разнообразие в рисунок нью-йоркских окон.

_Fh_fh00001Joaquin_Sorolla_y_Bastida_Louis_Comfort_Tiffany

 За что бы ни брался Тиффани, он проявлял себя как смелый экспериментатор, одержимый стремлением к совершенству. Используя самые разные материалы: эмаль, металл, дерево, ткань, стекло, он неизменно добивался удивительных результатов, поражающих изысканностью и новаторством.

 tiffany0299Объектом его дизайнерских экспериментов, становились различные, порой самые обыденные предметы – канделябры, рамы для картин, распятия, часы, обои, ковры и даже настольные телефоны. Вообще дизайн Тиффани отличался не только эстетизмом, но и функциональностью.

 Безусловно, все его творения, с восхищением принимались публикой, однако особую славу художнику принесли изделия из стекла. И это отдельная тема для разговора.

Стекло Тиффани

  В 1882 году Тиффани получил заказ на оформление Белого дома от президента  США Честера Артура. Двадцать лет спустя, другой президент, Теодор Рузвельт, уничтожил шедевры дизайнера, восстановив неоклассический стиль.

 1870-80 гг. стали для США эпохой экономического подъёма. В результате резко возрос спрос на предметы роскоши. Среди заказчиков Тиффани были самые известные и богатые люди Америки. В магазине "Тиффани" на пятой авеню, президенты и члены королевских семей приобретали подарки для глав дружественных держав. В 1883 году он полностью переключился на дизайн стекла. Тиффани сделал попытку восстановить средневековый способ окраски стекломассы, справедливо считая современный ему метод окраски готового стекла крайне не совершенным. В результате длительных экспериментов и веры в чудесные свойства материала, ему удалось не только сравняться, но и во многом превзойти своих древних коллег по ремеслу. 14531635_1В частности он разработал новый вид стекла – «фавриль» (favrile в переводе с латинского «сделанный руками»), стекло с металлическим напылением, обработанное парами оксида металла.

 Складчатое стекло или «драпировки», тоже изобретение  Тиффани. Его получали, деформируя еще мягкую пластину стекла в процессе производства. Сам Тиффани использовал «драпировки» и «складки» в больших витражах для фонов в виде растительных мотивов или для изображения листвы деревьев.

 При поддержке семьи он приобрел стекольную фабрику, где и продолжил свои эксперименты. За короткое время он достиг замечательных результатов и смог собирать витражи из стекол собственного производства. Похожие стекла производились в Англии, во Франции, Австрии, Богемии, но Тиффани первым начал производить художественное стекло в промышленных масштабах.

Tiffany_studios

 В мастерских Тиффани появлялись всё новые виды стекла, а на складах, крупнейших в мире, хранилось около 200 тонн до 5 тысяч различных оттенков, классифицированных  по специальной системе.

 Благодаря применению новых видов стекол он с успехом справлялся с такими задачами, как изображение поверхности воды или листвы одной стеклянной пластиной без применения росписи красками. Только для изображения рук и лиц он использовал черно-коричневую краску шварцлот.

 Изобретателем другого, опалесцентного стекла (стекла Тиффани) является Джон Ла Фарж, который уже в 1875 году использовал его для витражей. Вскоре и другие художники, оценив достоинства изобретения Ла Фаржа, стали пытаться копировать его. Тиффани не был исключением. Дважды он работал вместе с Ла Фаржем в его мастерской в Бруклине. Впоследствии Тиффани поставил изготовление опалесцентного стекла и предметов из него на коммерческую основу. Благодаря заключённому с Ла Фаржем соглашению, ламповые абажуры, витражи из опалесцентного стекла и само это стекло стали носить имя Тиффани как второе название.

Техника Тиффани

  У многих людей слово «тиффани» ассоциирует, прежде всего, со сказочной красоты абажурами. На самом же деле знаменитые абажуры это побочный продукт. Они делались из маленьких кусочков стекла, которые оставались после изготовления оконных витражей.

0_5cb40_642d74ec_XL           14532242_1         14532185_1           0_5cb3e_c512408c_XL

 Для соединения столь мелких деталей Тиффани изобрёл совершенно уникальный, можно сказать революционный метод. Суть этого метода заключалась в том, что вместо грубого, свинцового Н - образного переплёта, веками применяемого мастерами витражей он использовал оловянный припой, предварительно приклеив к кусочкам стекла пчелиным воском тонкую, медную полоску. В результате соединение получалось тонким и изящным, позволяя создавать исключительно сложные по рисунку витражи, практически любых размеров. Изделия Тиффани всегда были предметом вожделения для ценителей прекрасного и коллекционеров. Лампа "Лотос" была продана в декабре 1997 года на аукционе "Кристи" в Нью-Йорке за 2.807.500 долларов - рекордную цену для лампы Тиффани.236dd2b98d5d998be89faa47e24bb65bbc81d6100497769

 Творчество Тиффани всегда находилось между реалистической манерой изображения и стилизацией, близкой средневековым витражам. Без росписи поверхности стекла он создавал витражи, которые могут сравниться только с картинами. 

 В отличие от карьеры дизайнера, личная жизнь Тиффани была не столь безоблачна.14532453_1 Можно сказать, что она сложна и даже трагична. Двое из его детей умерли в младенчестве. Первая жена, Мэри Вудбридж Годдард умерла в 1884 году, оставив его после двенадцати лет брака с тремя детьми. В 1886 году он женился на своей дальней родственнице, Луизе Уэйкман Нокс, которая родила ему еще троих детей и умерла в 1904 году. Во время болезни в 1910 году его выходила ирландка Сара Хэндл, ставшая его возлюбленной и компаньонкой. Но они так и не поженились, несмотря на то, что он страстно этого желал.

 Однако для ценителей прекрасного, Луис Комфорт Тиффани это прежде всего великий художник, неутомимый новатор и смелый экспериментатор.  Благодаря Тиффани американский декоративный дизайн впервые стал предметом подражания и активного внимания в Европе. Tiffany_Education

Добавить коментарий:

Комментарии   

 
0 # Георгий 12.06.2014 11:38
Спасибо! Интересно, информативно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-1 # Галина 12.06.2014 11:40
Спасибо! Очень интересно и красота невероятная
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-1 # Светлана 12.06.2014 11:42
Увлекаюсь витражной росписью. Обожаю цветные стеклышки в любом виде и настоящие и просто расписанные. Но и то и другое огромный труд и неповторимые эмоции.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать